Вопрос: Дайте определение «Система обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации» |
Совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. |
Совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение |
Совокупность сил и средств, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. |
Комментарии: N 69-ФЗ Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. |
Вопрос: Что из перечисленного не входит в основные функции системы обеспечения пожарной безопасности? |
Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности |
Строительство зданий, объектов в соответствии с требованиями пожарной безопасности |
Научно-техническое и информационное обеспечение в области пожарной безопасности |
Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности |
Комментарии: N 69-ФЗ Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности п. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно-технической продукции; осуществление деятельности в области пожарной безопасности; лицензирование отдельных видов деятельности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия); тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий; установление особого противопожарного режима; организация и осуществление профилактики пожаров.
|
Вопрос: Чем характеризуются нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности? |
Задают политику Государства в области пожарной безопасности |
Принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. |
Предъявляют требования в области пожарной безопасности |
Комментарии: N 69-ФЗ Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. |
Вопрос: Что относится к нормативным документам по пожарной безопасности? |
Национальные стандарты, |
Своды правил |
Все перечисленное |
Комментарии: N 123-ФЗ Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности 1. Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. 2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. 3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
|
Вопрос: Кто разрабатывает нормативные правовые акты Российской Федерации в области пожарной безопасности? |
МЧС |
Органами государственной власти |
Субъектами Российской Федерации |
Комментарии: N 69-ФЗ Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
|
Вопрос: Что предпринимают, если для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации? |
Составляют технологические регламенты |
Составляют технологические карты и проекты производства работ |
Разрабатываются специальные технические условия, |
Составляют производственные инструкции |
Комментарии: N 69-ФЗ Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
|
Вопрос: Что понимается под термином "Пожарная профилактика", в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"? |
Совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий |
Предотвращение возможности дальнейшего распространения горения |
Создание условий для ликвидации пожара имеющимися силами и средствами |
Совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий |
Вопрос: Какой должен быть индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке (риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара)? |
Одной сотый в год |
Одной 10-тысячный в год |
Одной миллионной в год |
Комментарии: N 123-ФЗ Статья 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений 1. Индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке.
|
Вопрос: Кто ведет статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации? |
Рос технадзор |
МЧС |
Федеральная противопожарная служба |
Статистическое управление (Росстат) |
Комментарии: Приказ МЧС России от 21.11.2008 N 714 п. 15. Официальный статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляется федеральной противопожарной службой непосредственно и через соответствующие структурные подразделения территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора. (п. 15 в ред. Приказа МЧС России от 17.11.2020 N 848) |
Вопрос: Что не включается в официальный статистический учет? |
Все пожары, для ликвидации которых привлекались юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию МЧС России на право осуществления деятельности по тушению пожаров |
Все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, |
Случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие |
Пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны и лицензиаты не участвовали, но информация о которых поступила от физических и юридических лиц. |
Комментарии: Приказ МЧС России от 21.11.2008 N 714 п. 13. Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию МЧС России на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензиаты), подразделения пожарной охраны, не являющиеся лицензиатами, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны и лицензиаты не участвовали, но информация о которых поступила от физических и юридических лиц. (п. 13 в ред. Приказа МЧС России от 17.11.2020 N 848)
|
Вопрос: Что не включается в официальный статистический учет? |
Случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов; |
Случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.); |
Случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения; |
Случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения; |
Все перечисленное |
Комментарии: Приказ МЧС России от 21.11.2008 N 714 п. 14. Не подлежат официальному статистическому учету: 1) случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов; 2) случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.); 3) случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения; 4) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения; 5) случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения; 6) пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности; 7) случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие; 8) пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.); 9) случаи гибели в результате самоубийства путем самосожжения или травмирования в результате покушения на самоубийство; 10) случаи горения на землях обороны и безопасности, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и организаций, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
|
Вопрос: В течении какого время берутся на учет погибшие при пожаре люди, смерть которых наступила на месте пожара или умершие от его последствий? |
В течение 10 последующих суток, |
В течение 20 последующих суток, |
В течение 30 последующих суток, |
В течение 3-х месяцев |
Комментарии: Приказ МЧС России от 21.11.2008 N 714 п. 24. Берутся на учет погибшие при пожаре люди, смерть которых наступила на месте пожара или умершие от его последствий в течение 30 последующих суток, за исключением случаев смерти, указанных в пункте 27. 27. При установлении учреждениями судмедэкспертизы факта гибели людей до момента возникновения пожара, ранее взятых на учет как погибших при пожаре, указанные лица исключаются из электронных баз данных учета пожаров и их последствий.
|
Вопрос: Что является основным фактором возникновения пожаров? |
Открытый огонь. |
Нагрев основного материала до высоких температур. |
Поступление веществ, поддерживающих горение. |
Человеческий фактор |
Скопление пыли |
Комментарии: Памятка МЧС Существует 3 типа пожаров: бытовой, промышленный, природный (лесной, степной, торфяной). Их провоцируют такие факторы: Нагрев основного материала до высоких температур. Открытый огонь. Это газовые горелки, паяльные и керосиновые лампы, камины, костры, свечи. Поступление веществ, поддерживающих горение. К их числу относятся горючие и легковоспламеняемые материалы: бензин, керосин, солярка, технические масла, газ. Способствуют возгоранию: тепло, ветер, кислород. Скопление пыли, которая способна электризоваться и самовозгораться. Большую опасность в ней представляют мелкие частицы некоторых металлов (алюминий, бронза, железо и др.), которые образуются в процессе металлообработки. Они имеют большую удельную поверхность окисления, поэтому в результате химической реакции выделяется тепло, которое приводит к самовозгоранию. Сосредоточение большого количества горючих материалов на небольших площадях и хранение их в ненадлежащем состоянии.
|
Вопрос: При каком значении показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (Кг.т.) уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является значительным? |
При значении Кг.т., равном или превышающем 100. |
При значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 20 до 45. |
При значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 9 до 20. |
При значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 0 до 4. |
Комментарии: Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 Приложение Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска п. 8. В зависимости от значения показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров выделяются следующие уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара: при значении , равном или превышающем 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является чрезвычайно высоким; при значении , находящемся в диапазоне от 45 до 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является высоким; при значении , находящемся в диапазоне от 20 до 45, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является значительным; при значении , находящемся в диапазоне от 9 до 20, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является средним; при значении , находящемся в диапазоне от 4 до 9, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является умеренным; при значении , находящемся в диапазоне от 0 до 4, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является низким.
|
Вопрос: Что такое пожарный риск? |
Мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей |
Риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара; |
Риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий; |
Комментарии: № 123-ФЗ п. Статья 2. Основные понятия 28) пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей; |
Вопрос: На чем основываются расчет по оценке пожарного риска? |
Анализе пожарной опасности объекта защиты; |
Определении частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций); |
Оценке последствий воздействия опасных факторов пожара на людей |
Учете состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений |
Всех перечисленных факторов |
Комментарии: Постановление Правительства РФ от 22.07.2020 N 1084 п. 4. Методики расчета по оценке пожарного риска должны основываться на: а) анализе пожарной опасности объекта защиты; б) определении частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций); в) построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития; г) оценке последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития; д) учете состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; е) учете степени опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более, при проведении расчета по оценке социального пожарного риска. |
Вопрос: Что не указывается в отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для зданий и сооружений? |
Характеристика объекта защиты, |
Размещение и количество средств пожаротушения |
Время функционирования объекта защиты |
Поэтажные планы объекта защиты |
Наличие или отсутствие автоматических установок пожаротушения в помещении очага пожара |
Комментарии: Постановление Правительства РФ от 22.07.2020 N 1084 п. 6. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для зданий и сооружений, приводятся следующие исходные данные: а) характеристика объекта защиты, включающая: количество пожарных отсеков, входящих в состав объекта защиты, класс их функциональной пожарной опасности; время функционирования объекта защиты (нахождение на объекте защиты охраны и других сотрудников во время, когда основной вид деятельности не осуществляется, во время функционирования не включается); количество эвакуационных выходов с этажа и (или) из здания, их размеры; количество лестниц и (или) лестничных клеток, по которым проходят пути эвакуации, их тип и параметры (ширина маршей, ширина площадок, ширина выходов с этажей, ширина выходов из лестничных клеток); количество, площадь и места размещения зон безопасности (пожаробезопасных зон) для людей, относящихся к маломобильным группам населения; поэтажные планы объекта защиты; данные о высоте этажей (помещений); б) сведения о наличии, работоспособности систем противопожарной защиты, для системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре указывается тип системы; в) сведения о количестве и размещении людей на объекте защиты, в том числе относящихся к маломобильным группам населения, а также не имеющих возможности передвигаться самостоятельно, передвигающихся несамостоятельно на кресле-коляске, действия по транспортировке которых являются недопустимыми вследствие прямой угрозы жизни, вызванной такой транспортировкой; г) описание рассматриваемых сценариев (сценария) пожара с указанием: места возникновения пожара; расчетной области (помещения или системы помещений, учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, состояние проемов); принятой пожарной нагрузки; максимальной площади очага пожара; д) описание параметров системы противодымной защиты (места размещения дымоприемных устройств и их расходы, расходы воздуха в месте его подачи системой приточной противодымной вентиляции) - в случае учета параметров данной системы в расчете по оценке пожарного риска; е) наличие или отсутствие автоматических установок пожаротушения в помещении очага пожара; ж) используемый в расчете метод математического моделирования пожара.
|
Вопрос: Кто несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в организации? |
Руководитель организации |
Специалист по пожарной безопасности организации |
Служба охраны труда организации во главе с ее руководителем |
Руководители подразделений (участков) |
Комментарии: N 69-ФЗ Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности |
Вопрос: Как передается Руководителем объекта защиты движимое и недвижимое имуществ объектовым, специальным и воинским подразделения федеральной противопожарной службы с которыми были заключены договора? |
Безвозмездно |
По договоренности |
За 50% стоимости |
Комментарии: N 69-ФЗ Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности Руководители организации имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; обеспечивать на безвозмездной основе на основании заключенных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договоров объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы движимым и недвижимым имуществом, необходимым для выполнения возложенных на указанные подразделения задач и находящимся на балансе организаций, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, а также нести расходы по содержанию такого имущества. (абзац введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 110-ФЗ)
|
Вопрос: Что из перечисленного не входит в обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности? |
Проведение работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших в организации |
Установление мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности |
Проведение противопожарной пропаганды, а также обучение своих работников мерам пожарной безопасности |
Заключение договоров на работу по совместительству с государственным инспектором по пожарному надзору для обеспечения требований Правил пожарной безопасности в организации |
Комментарии: N 69-ФЗ Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. (часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
|
Билет № 1 ДПО пожарной безопасности по программе №4 Тесты (1 сентября 2025 г)